Как научить ребенка говорить?

КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Первые слова малыша вдохновляют большинство родителей. Когда ребенок начнёт говорить, и  как  он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.
Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным
вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе
установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Вот несколько советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
  • Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную
роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы
говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может
лучше всё понять и быстрее заговорить.
  •     Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные
предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы
(но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте
простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать
Вам!
  •      Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он  слышит от Вас речь, из которой
невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым
потоком слов, он слышит, но не понимает их.
  •   Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану
тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие,
поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень
важен!
  •     Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий  чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения  — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
  •  Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка.
Лучше заменить его разговорами, интересными играми и компанией других детей.
Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
  •     Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения
словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен  так же
содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
  •   Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.
Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а
ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
  • Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что
давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания,
нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует
определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна
пальчиковая гимнастика!
  • Исключите любые чрезмерные требования!

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое
питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу
играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим  советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш

обязательно хорошо заговорит!


Занятия надо начинать как можно раньше!

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года и он заговорит. Очень редко эти ожидания оправдываются. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет!
Упражнение № 1. ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
 - Покажи маму (папу).
-Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
-Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
 - Кто это?
-Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
-Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
-Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).
Упражнение № 2. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
-Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
- Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
-  Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
-  Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
 - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
-  Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
-  Положи малышу игрушку. Как он просит ?
-«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
- Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
-  Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

Учите ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
УА
Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!
Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»
АУ
Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!
Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!
Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.
Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!
В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»
И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»
Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.
Упражнение № 3. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание зву­коподражаний «мяу», «му»);
- Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
- Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
-  Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
-  Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаг
- Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
 - Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б)коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5.   - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

  Включайте отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Бычок
Ой, бычок, ты бычок,
Золотистый бочок.
Не бодайся, не мычи:
Ты иди, не топочи (му - му).
 МЯУ
Мяу - мяу! - кот пищит,
У меня живот болит.
Маленькая кошка:
Сидит на окошке (мяу - мяу)

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

-Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
-Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
-Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
-Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
-Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
-Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
-
Примечание:    если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех  картинок.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1.   - Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
2.     -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку ? («Ам»). КакЛяля скушает конфетку? («Ам»).
3.         - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай «ам»).
4.   - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5.   - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
3.Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.

Домашние занятия с Мерсибо: http://mersibo.ru/games#g_2

Комментариев нет:

Отправить комментарий